Главная

 
Главная >> Тяпочкин >> Лебедев

 

М.Горожанкин
газета «Белгородские епархиальные ведомости» № 8, 2002

ЛЮДИ УХОДИЛИ ОТ БАТЮШКИ СО СЛЕЗАМИ РАДОСТИ

Игумен Серафим (Лебедев), клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора г.Белгорода, был знаком с архимандритом Игумен Серафим (Лебедев)Серафимом (Тяпочкиным) , и нам предоставилась прекрасная возможность услышать живые свидетельства о замечательном пастыре из Ракитного

- Отец Серафим, часто ли Вам доводилось бывать в Ракитном у архимандрита Серафима?

- Я знал отца Серафима 12 лет. Первые пять лет был у него послушником, затем, после рукоположения в священники, старался приезжать к нему с прихода как можно чаще.

- Что из тех лет вспоминается прежде всего?

- К отцу Серафиму, как к духовному светильнику, стекалось множество людей – священников и мирян. И батюшка с каждым старался поговорить , дать совет , наставить, утешить в горе… Без сомнения. Благодать Божия почивала на отце Серафиме, и после беседы с батюшкой у людей на глазах были слезы радости. Многие говорили, что очень счастливы, что бывали здесь. Некоторые откровенничали: «Сколько любви этом человеке! Он принял мою боль к сердцу, по-отечески прижал мою голову к своей груди…»

С каждым годом к нему приезжало все больше и больше священников, Архиепископ Курский и Белгородский владыка Хризостом официально не назначал духовника епархии: он не считал это полезным, так как, по его мнению, священники будут на исповеди неискренними. Владыка предоставлял им право самим выбирать себе духовника. И у отца Серафима очень часто собиралось 10-12 священников, которых он исповедовал, давал наставления. Конечно, это были не только местные священники, к нему приезжало духовенство отовсюду – даже с Дальнего Востока, из Ташкента.

В Ракитном в те годы был «духовный оазис». Сравнение с оазисом возникало уже при первом взгляде на Никольский храм. Церковь со всех сторон была окружена деревьями, так что с дороги ее не было видно. А внутри ограды, особенно весной, было столько зелени и цветов, что сразу забывался «внешний мир». В храме можно было встретить много высокообразованных людей. Часто бывал архимандрит Кирилл (Павлов)… Были здесь и светские известные люди. Например, бывший корреспондент журнала «Огонек», а сейчас священник Владимир Вигилянский, писатель Геннадий Снегирев.
Когда отец Серафим был уже немощен и слаб и не мог принять всех приходящих к нему и просящих о помощи, он говорил: «Вы напишите свои имена, я буду молиться о вас, и Господь, по вашей вере, поможет вам».

И даже когда батюшка уже не мог сам вставать, люди продолжали просить о встрече с ним. И в особых случаях он принимал. Принимал до последнего своего дня.

- Вы много раз совершали богослужения вместе с отцом Серафимом, какой след это оставило в Вашей душе?

- Служил отец Серафим очень благоговейно. Об этом уже и сказано, и написано много. А если говорить о своих чувствах и переживаниях, меня преображали его молитвенный настрой, его молитвенное состояние души. Он много часов в день проводил за молитвой – и в храме, и в своей келье.

Когда батюшка молился в храме, к аналою, у которого он стоял, никто не подходил, все старались встать подальше, чтобы ничем не нарушить его молитвенного уединения.

В храме был исключительный порядок. Благоговейное отношение к святыням у отца Серафима проявлялось во всем, даже, скажем так, в «бытовых» деталях. Например, чтобы не закоптить икон, ладан в кадило помещали очень маленькими кусочками и его постоянно приходилось подкладывать.
Батюшка был сосредоточен на молитве, и многие организационные и бытовые вопросы ему помогала решать его послушница и келейница монахиня Иоасафа.

- Вам приходилось быть очевидцем исцелений больных по молитвам отца Серафима?

- Мне очень неприятно. Когда люди начинают проявлять нездоровый интерес к этой теме и впадать в крайности – или полностью отрицают возможность исцеления по молитве, или делают из этого сенсацию, «шумиху».

Случаи исцеления – это ведь из области сокровенного. И никто не может подсчитать, сколько их было. Но они, безусловно, происходили по молитвам отца Серафима. Я не скажу, что это случалось часто и массово, но вот два случая хорошо сохранились в памяти.

Из Симферополя приехал мужчина. Он был уже в довольно преклонных летах и, видимо перенес какой-то тяжелый недуг, потерял зрение. Пробыл в Ракитном три дня – молился . беседовал с батюшкой, а когда вернулся домой – прозрел! И сразу же поехал обратно в Ракитное к отцу Серафиму, упал к нему в ноги и благодарил: «Вашими молитвами я исцелился!...» После этого он работал переплетчиком: переплетал церковные книги. Он умер, когда ему было уже 90 лет.

Очень много в Ракитное приезжало одержимых бесом. (Я впервые в своей жизни их там увидел). Некоторые признавались, что после посещения отца Серафима, им становилось легче. Я знаю одну семью из Воронежской области, в которой все были бесноватыми. В обычной жизни это мало как проявлялось, а вот когда приходили в храм… Но после исповеди у отца Серафима, после Святого Причастия все, как я слышал, получили исцеление. Дети создали свои семьи.

- Заканчивая нашу беседу, мне хочется спросить Вас о личном: на принятие монашеского пострига Вас благословил отец Серафим?

- Отец Серафим говорил мне: «Я не сторонник целибата (то есть рукоположения неженатых священников без монашеского пострига. – ред.) и считаю, что целибатный священник впоследствии все же должен стать монахом. Тебя я благословляю на рукоположение целибатом, но придет время, и я буду просить, чтобы ты стал монахом». А уже незадолго до моего рукоположения он еще раз беседовал со мной. Его наставление было таким: «Хочешь – женись, но я бы хотел, чтобы ты стал монахом». Как батюшка сказал, так я и сделал. В 1982 году, в последние свои дни, он просил владыку Хризостома, чтобы он меня рукоположил. А через полгода после кончины отца Серафима, осенью, в день памяти святого апостола Фомы, я принял монашество. Постриг совершил, по благословению владыки Хризостома, иеромонах Вадим (он сейчас епископ). Я благодарен Господу, что при постриге получил имя Серафим. Как мы знаем, отец Серафим своим небесным покровителем считал преподобного Серафима Саровского и просил правящего епископа дать ему при постриге это имя. И его иноческий путь – по обилию любви к людям, по стремлению помочь им – был очень похож на служение преподобного Серафима . Их разделяло только земное время В вечности они – вместе.

Я бы хотел, чтобы о батюшке написали хорошую книгу – без всяких вымыслов и «чудес». А что касается канонизации – на это воля Божья.

 

 

 

 
 


  Главная | Храм | Тяпочкин | Библиотека | Карта сайта | О проекте | Месяцеслов | Новости

 www.serafim-rakit.orthodoxy.ru